четверг, 29 мая 2014 г.

Мои исторические изыски

Этот пост появился на свет благодаря анонимному комментатору моего прошлогоднего поста о моем детском Киеве. Он мне поведал, что появился новый сайт о Подоле, а в нем даже целый раздел посвящен моей родной Куреневке.

Конечно, я не могла не полюбопытствовать и не полазить по его страничкам.
Ностальгия по родным местам в очередной раз подстегнула мое любопытство (благо сейчас посредством Интернета можно найти практически всё).

А мысли мои после просмотра поста о дореволюционной Куреневке вернулись к небольшому домику на ул.Вышгородская. Это Дом-музей Т.Г.Шевченка. Он, почему-то, не был совсем никак освещен в упомянутом выше посте. Вот я и начала свои исследования в сети.

Вот этот домик.




Он расположен в березовой роще, прямо напротив моей первой школы, №8.
Именно в эту рощу убегали мы с одноклашками прогуливать уроки.

Недалеко от дома Шевченко, в той-же березовой роще до сих пор стоит 400-летний дуб. Его тоже называют дубом-Шевченко. Хотя правда это или нет - уже никто не знает. Детские вылазки в рощу тоже не прошли мимо него.


Опять-же во время моих интернет-изысков наткнулась на очередные сведения об историческом названии Приорка. На сайте Наш Киев была опубликована разгадка: оказывается в этой местности в 17-м веке жил настоятель Доминиканского собора - приор. Со временем местные жители таки отвоевали свою землю у католического сообщества. А вот название прижилось надолго.

На Украинском экскурсионном портале нашла вот такую историческую справку о своей малой Родине:

"Автор популярного в свое время издания "Описание города Киева" (1868 г.) Г.Г.Закревский, подавая их обзор (околиц Киева), объясняет происхождение этих названий: "Происхождение этой слободы (Куренивки) следующее: так как по Андрусовскому миру даже близкое Межигорье были именуемы иностранными и считались принадлежащими Польше, самая же граница находилась довольно близко от Киева..., то вероятно на месте нынешней Куреневки во второй половине XYII века учреждены были сторожевые курени для помещения в оных пограничной стражи".
"Названия Куренивка и Приорка часто встречаются в архивных документах Киевского магистрата, которые касаются землевладельческого упорядочения и развития города, в частности в универсалах Богдана Хмельницкого, который после победы над поляками передал земли, которые принадлежали католикам, Братскому монастырю."

Вот такую картинку сейчас можно наблюдать на Куреневке. Моя любимая Свято-Покровская церковь среди массива Мостицкий. Она построена именно на том месте, где раньше располагалось имение приора-доминиканца.


Если откровенно, то среди старенького одноэтажного района моего детства она смотрелась гораздо величественнее...


Комментариев нет:

Отправить комментарий